Любой симптом (запрос) пациента скрывает конфликты личности. Каждый день они вплетаются в нашу жизнь, словно черная нить, в веретено судьбы — мы сами бессознательно повторяем свои травмы. Так работает психика — все конфликты личности, травмы, неразрешенные ситуации детства стремятся к повторению — это называется перенос.
Точно также пациент повторяет (профессионально выражаясь — отыгрывает) свои паттерны в кабинете психотерапевта. Но, только в психоанализе перенос может быть глубоко проанализирован, а значит пациент может избавиться от своих проблем. Как это происходит — давайте разбираться.
Перенос — это главный инструмент терапевтических изменений в структуре личности пациента, и в то же время, перенос — это источник мощного сопротивления переменам психики. Пациент, с какого-то периода терапии, начинает «видеть» в психотерапевте фигуру из своего прошлого. Например, психотерапевт бессознательно начинает восприниматься как холодная нарциссическая мать, которая не рада видеть своего ребенка. Повторное погружение в тяжелые отношения с мамой, которая приходила домой как можно позже, оправдываясь своей работой, которая заставляла ребенка ходить на всевозможные кружки, лишь бы проводить со своим чадом меньше времени, дает психоаналитику, глубоко проработать травму (поэтому перенос — это инструмент) и одновременно пациент может уничтожить психотерапевта, пытаясь высказать агрессию своей матери (поэтому перенос — это и сопротивление). Ювелирно балансируя между этими гранями переноса, конфликты личности могут быть постепенно разрешены.
Сейчас я кратко приведу пример сложного клинического случая пациента, который страдал тяжелым нарциссическим расстройством личности — (злокачественным нарциссизмом) и находился в пограничном спектре своего психического развития. Уже на первой сессии я понял, что прогноз терапии скорее неблагоприятный, но взялся работать, надеясь, что благодаря сильной мотивации пациента удасться вырваться из патологических паттернов.
Пациенту было двадцать девять лет, работал стриптизером и был интеллектуально развит, обладал тонким, богатым внутренним миром. Окончил литературный институт, но низкая самооценка и сомнения в самом себе не позволяли начать писать книгу и пробовать себя, как полноценный писатель, хотя это было мечтой. Друзей практически не было, он презирал окружающих. У него появилась девушка, которая также страдала (со слов пациентка) тяжелым расстройством личности.
Отец ушел из семьи, что почти каждый ребенок бессознательно воспринимает, как отказ отца от него. Мать жестоко избивала и ненавидела. Ни соседи, ни учителя школе не обращали внимания на страдания маленького ребенка.
На сессиях он воспринимал меня, как вещь, которая «постоянно должна услуживать». В контрпереносе я ощущал, что наши отношения висят на волоске от того, что он однажды придет, обесценит терапию и разрушит наши отношения. Однако неожиданно перенос пациента направился в позитивное русло и он начал ценить наши отношения. Параллельно с этим, в его жизни также начала происходит перемены к лучшему: отношения с девушкой стабилизировались, он начал искать «достойную» работу и успешно прошел несколько собеседований, уменьшилась внутренняя тревога, а самооценка становилась более стабильной.
Внезапно он пришел на сессию и начал орать меня, что терапия это не то, что ему нужно, что ему не хватает «глубокой аналитики», а «банальное утешение в гробу он видал». Злокачественные нарциссы имеют крайне сильную потребность обесценивать все «хорошее», что могут дать другие люди и то, чем можно было бы доожить. Находиться в хороших отношениях, где о нем заботятся невыносимо — объект нужно уничтожить. В немецком психоанализе функционирование таких пациентов описывают при помощи фразы «проглотить, переварить и испорожнить», то есть они не могут выдерживать «хорошую пищу» от других людей. Описывая происходящее языком ранних аналитиков, он бессознательно видел во мне мать, которая его ненавидела. Описывая словами современников — пока злокачественный нарцисс не уничтожит объект, он не почувствует себя лучше.
К счастью, даже из тяжелых случаев возможно выбраться, если пациент готов упорно работать над этим. Поэтому у меня в опыте есть и множество успешных завершенных терапий.
Виды переносов в психоанализе (классические взгляды)
1) Защитный — пациент воспроизводит способы защитного поведения, которые помогали в детстве выживать в условиях травмы. Например, женщина ведет себя очень вежливо, учтиво и неестественно смиренно с психотерапевтом, точно также как в детстве с отцом. Такая гипер- вежливость помогала ей спастись от отцовского гнева. Но цена за такое смирение во взрослой жизни — очень высока. Психика потратила много энергии на поддержку этого защитного механизма и поэтому развитие сексуальности женщины было заморожено. Конфликт личности этой женщины состоит в том, что она боится мужчин, бессознательно воспринимая их как гневных и одновременно хочет их любви, так же как любая девочка нуждается во внимании папы;
2) Удовлетворяющий — пациент ждет не помощи, а косвенного или прямого удовлетворения. Марианна влюбилась в психотерапевта примерно на третьем месяце терапии. Она сама не понимала как это произошло: «Обычно мне нравятся „плохие парни“, но я чувствую, что меня к Вам тянет». Женщина начала попытки соблазнить психотерапевта. Бессознательно она хотела его контролировать при помощи своей красоты. Ее внутренний конфликт заключался в том, что Марианна видела в психотерапевте свою мать, которая отказалась от дочери в пятилетнем возрасте — поэтому пациентка опасалась, что и психоаналитик вновь её бросит. Чтобы этого не произошло она пыталась его соблазнить, ведь влюбившись в нее, он точно не уйдет. Нарцисс будет искать в терапии не понимания себя, а подпитки в виде восхищения со стороны терапевта или идеализации последнего ради обретения чувства защиты.
3) Отыгрывание вовне чувств любви и ненависти в различных производных — в этих случаях пациент боится или не может (не осознает) рассказать о своих тревогах и переживаниях напрямую психотерапевту и отыгрывает их с другими людьми. Например, вместо того, чтобы признаться психотерапевту в эротическом влечении к нему, пациентка регулярно знакомиться с турками (это случай из моей практики, я немного похож на турков), чтобы найти среди них мужа.
Вначале реакции переноса должны быть выявлены и проявлены в кабинете психотерапевта в полной мере. Например, пациент из сессии в сессию отказывается делиться своими событиями в жизни. То есть реакции переноса — недоверие. Когда эта реакция стала очевидной и для пациента мы начинаем ее обсуждать: «Чем могло быть вызвано Ваше недоверие ко мне? Возможно я что-то сделал, после чего Вы перестали мне доверять?».
На следующем шаге мы подробно исследуем чувства, мысли, фантазии, которые скрываются за переносом: «Как я мог бы использовать во вред то, что услышал от Вас? Какие причины могут меня заставить так поступить?». После чего следует интерпретация переноса — установлением связи между переживаниям переноса в кабинете психотерапевта и опытом прошлого: «По отношению к кому Вы могли бы испытать такое недоверие?» Психотерапевт может уже понимать эту связь, например, пациент не доверяет своей матери, которая могла избить его из-за двойки, поэтому прятал дневник и не рассказывал ей про события в школе. Но лучше, чтобы интерпретация не была дана напрямую, а пациент сам подошел к разгадке переноса. Затем наступает проработка — это длительный процесс укрепления нового здорового паттерна вместо старого — объективное отношение взамен недоверия и хронического чувства западни.
Конфликты личности эффективно и глубоко анализируются в психоанализе и психоаналитической психотерапии, путем анализа переноса. Это улучшает качество жизни пациента: меняется его психический аппарат, появляется внутрення свобода и гармония, уходят страхи и тревоги, улучшаются отношения на работе и личная жизнь. Конечно же, в практике все гораздо сложнее и отличается от этой короткой описанной схемы, но в рамках данной статьи я ограничусь этим коротким, но все же верным, описанием работы с переносом.
Современные взгляды на анализ переноса
С каждым годом в психоанализе появляется все больше клинического материала про перенос, накаливаются новые знания. Сделаем короткий обзор того, что нового было привнесено в понимание переноса и о том, как эффективнее анализируются конфликты личности:
1) Описаны новые виды переноса, стало ясно, что разным пациентам, исходя из их структуры психики, доступны определенные формы переноса. Психотический перенос — пациент видеть в психотерапевте конкретного человека из прошлого: «Вы — и есть моя мать!» или погружается в жуткую паранойю: «Я знаю точно! Вас подослал мой муж! Вы хотите сдать меня органам!». Эротизированный перенос — часто переживают депрессивные пациенты, которые влюбляются в психоаналитика, чтобы не думать про страх отвержения с его стороны. Также эротизированный перенос могут развивать пациенты, которые пережили сексуальное насилие или опыт сексуального злоупотребления. Механизмы этого явления достаточно сложны и требуют отдельной статьи, поэтому здесь я это опущу. Нарциссический перенос — уже из названия понятно, что его развивают нарциссы. Он заключается в том, что пациент видит в психотерапевте свои собственные части личности. Например, считает психотерапевта тупым и глупым, потому что внутри «плохим» находит себя. Или наоборот, видит в психоаналитике идеального специалиста, некую грандиозную родительскую фигуру, с которой хочет слиться, чтобы получить подпитку своей самости;
Некоторые психоаналитики призывают воздерживаться от интерпретаций переноса, так как по их мнению это усложняет анализ конфликтов личности. Они выступают за поддержку регрессии, чтобы пациент как можно глубже и больше пережил свои детские чувства рядом уже с новым безопасным обьектом, то есть психотерапевтом;
Другие психоаналитики считают, что перенос — это проявление задержек психосексуального развития человека в диаде (отношения ребенка в паре). Поэтому задача аналитика — не интерпретация переноса, а обеспечить новую среду для завершения, ранее замороженных, психических процессов. Перенос может быть не только повторением прошлого, но и повторение стремления достичь желаемых отношений с обьектом.
Пациент: Вы в прошлый раз не сказали мне «До свиданья!». Мне стало после сессии плохо и появился страх. Я долго думал из-за чего он и потом осознал, что боюсь того, что Вы больше не хотите меня видеть.
Психотерапевт: Почему я мог бы не хотеть больше Вас видеть?
Пациент: Я — трудный пациент, у меня нет улучшений… Вам тяжело со мной работать.
Психотерапевт: Да, я Вас понимаю. Если не говорят «До свиданья!», может возникнуть чувство, что в тебе что-то не так и тебя не хотят видеть. Наверное, это чувство идет с Вами по жизни..?
Пациент: Да, у меня не получается завести отношения с девушками, так как мне постоянно кажется, что я им не интересен и они не хотят меня видеть… Сейчас я вспоминаю, что на уроках математики меня редко вызывали к доске. Я тогда очень переживал и думал, что учительница не хочет меня видеть и разговаривать…
Через месяц подробного исследования таких реакций переноса пациент осознал, что постоянное ощущение, что люди не с ним общаться и дружить связано с тем, что когда отец ушел из семьи, то мать погрузилась в депрессию. В детстве пациент винил себя за уход отца и соотвественно за плохое самочувствие матери. У него сформировалось ощущение, что мать «не хочет его видеть и с ним разговаривать», так как он — якобы виноват в распаде семьи. И затем, эти реакции переноса постоянно повторялись в жизни. Когда они запустились в кабинете психотерапевта, то смогли быть проанализированы и конфликт пациента был разрешен.
Итак, конфликты личности повторяются день изо дня благодаря реакциям переноса. Существуют их разные виды, которые зависят от структуры психики человека и травматизации.
Терапевтические изменения в личности пациента возможны благодаря перепроживанию переноса в кабинете психотерапевта с подробным его анализом и интерпретацией. Важно отметить, что перенос может быть не только повторением прошлого, но и повторение стремление достичь желаемых отношений с обьектом. Поэтому каждый случай — неповторимый и техника психоанализа подбирается индивидуально, в том числе каждый раз заново психотерапевт отвечает на вопрос — уместна ли интерпретация? Современный психоанализ и психоаналитическая психотерапия имеют наилучшую базу для анализа переноса и разрешения конфликтов личности.